|
Потребители редко следят за
оценками именитых агентств и сами составляют свои «народные» рейтинги банков и
финансовых продуктов. Оказалось, что с момента начала кризиса, выбирая между
удобным и надежным банком, граждане стали отдавать предпочтение надежному. А в
многообразии предложений продуктовой линейки теперь предпочитают не кредиты, а
депозиты и карты.
Степень заинтересованности россиян
сферой банковских услуг является достаточно высокой. К такому мнению пришли специалисты
компании Profi Online Research, оценив результаты исследования «Мониторинг
розничного рынка. Банки» за первый квартал текущего года. При сравнении данных
с показателями третьего квартала прошлого года оказалось, что потребительские
предпочтения претерпели некоторые изменения.
Выяснилось, что при выборе банка
для 67 % респондентов самым важным является величина спектра предлагаемых
услуг. На втором месте находится мнение о банке, сложившееся у друзей и
знакомых. Их рекомендациями пользуются 61 % респондентов. Наличие большого
количества банкоматов – фактор, который находится на третьем месте по степени
значимости: он важен для 48 % граждан.
Кроме того, потребители обращают
внимание на отсутствие очередей, вежливость персонала и участие банка в системе
страхования вкладов. Только 5 % респондентов указали, что на их решение при
выборе той или иной кредитной организации повлияла грамотно проведенная
рекламная кампания или акция.
Примечательно, что госбанкам
предпочтение отдали 29 % респондентов, «иностранцам» – 24 %, а российским
банкам – 22 %.
На основании своих предпочтений
потребители сформировали и народный рейтинг банковских продуктов и услуг. Так,
на первом месте в списке уверенно расположились зарплатные карты. Ими
пользуются 61 % респондентов. Однако количество пользователей по сравнению с
осенью прошлого года сократилось. Тогда зарплату на банковские карты получали
65 % граждан.
«Возможной
причиной снижения данного показателя можно считать сокращение числа рабочих
мест, связанное с финансовым кризисом», – говорит директор по развитию компании Profi Online
Research Елена Смирнова.
Банковские вклады – на втором месте
по популярности. Ими пользуются 33 % участников исследования. Однако количество
вкладчиков по сравнению с третьим кварталом прошлого года, когда вклады имелись
у 40 % респондентов, также сократилось. Виной всему пресловутый кризис, который
привел к оттоку денег из банков.
Третье место принадлежит кредитным
и дебетовым картам: ими пользуются по 30 % респондентов. А вот популярность
кредитов уменьшается. Так, получить ссуду наличными не отказались бы 27 %
респондентов, кредит на покупку товаров и услуг в торговой точке – 18 %, а
автокредит – только 12 % граждан.
По словам начальника управления по работе с
частными клиентами «АФ Банка» Дмитрия Вильданова, люди
не уверены в завтрашнем дне, да и экономическая ситуация в мире не спокойна.
«Главным страхом населения является потеря стабильного заработка, связанная с
финансовым кризисом. Отсюда и обоснованная нерешительность потребителя в
отношении каких бы то ни было обязательств, связанных с кредитами. Потребители
пережидают неспокойное время, не делая поспешных покупок и не принимая
серьезных финансовых решений. Но держать накопленные деньги дома, которые
«съедает» инфляция, не выгодно. Именно поэтому эти накопления предпочитают
размещать в банках на срочных вкладах или на пластиковых картах. Это безопасное
сохранение накоплений плюс гарантированное их приумножение», – поясняет банкир.
Такие
банковские услуги, как ипотека, инвестиции, кредиты на образование и аренда
банковской ячейки, востребованы среди наших соотечественников крайне
незначительно: к каждому из перечисленных продуктов прибегают не более 6 %
респондентов.
«На популярности указанных
продуктов, к сожалению, негативно сказался кризис. Очевидно, что в нынешней
ситуации, например, ипотека не может быть очень востребованным продуктом.
Доходы населения значительно снизились, в то время как цены на недвижимость
остаются высокими. Кроме того, уверенности в стабильности материального
положения у многих людей нет. В то же время банки испытывают сложности с
долгосрочным фондированием, что приводит к ограниченности предложения ипотеки
со стороны банков и высоким ставкам», – говорит директор департамента
розничных продуктов и услуг ЮниКредит Банка Наталья Алымова.
Целевой аудиторией таких продуктов,
как инвестиции и банковские ячейки, являются потребители, имеющие возможность
делать сбережения или обладающие ценностями, которые имеет смысл хранить в
банке. Количество пользователей ячеек, например, из-за сокращения числа
ипотечных сделок также уменьшилось. «Что касается кредита на образование, то
этот продукт подразумевает, что основные деньги будут возвращаться банку после
того, как клиент получит работу и стабильный доход. А это в условиях кризиса –
под вопросом», – поясняет Наталья Алымова.
Как бы там ни было, банки стремятся
повысить популярность тех или иных продуктов, увеличивая клиентскую базу за
счет привлекательных условий и различных маркетинговых акций.
«Основной
задачей банков является повышение финансовой грамотности населения. При условии
достаточных знаний о специфике банковской деятельности работа кредитных
организаций становится понятной и прозрачной для каждого клиента, – отмечает
Дмитрий Вильданов. – На финансовом рынке масса интересных акций и предложений.
Однако кроме выгодности все большую ценность приобретает уровень обслуживания и
репутация банка. Разумеется, главным связующим звеном отношений между клиентом
и банком остается уровень надежности».
«Сейчас от банков требуется быстрая
реакция на меняющуюся ситуацию. Яркий пример – мультивалютные вклады. Не
последнюю роль играет также и качество обслуживания. Несмотря на то, что для
клиента ценовые условия являются первостепенными, банки с высоким качеством
обслуживания, с выстроенными процессами и технологиями будут более успешными,
чем те, кто предлагает привлекательные условия, но не может быстро и
качественно продать клиенту определенный продукт или услугу», – уверена Наталья
Алымова, по словам которой серьезному росту популярности у населения продуктов,
востребованность которых в кризис упала, поможет лишь стабилизация
макроэкономической ситуации.
|