|
В
том, что банковские системы дистанционного обслуживания удобны и полезны,
убедились многочисленные клиенты со всех уголков страны. Несмотря на то, что
банки строго следят за безопасностью подобных систем, мошенникам удается
находить в них все новые лазейки. Очередной случай несанкционированного доступа
– прекрасный повод вспомнить нехитрые правила пользования интернет-банком.
На
сей раз неприятность произошла в ВТБ24. «Службой безопасности предотвращена
попытка хищения средств со счета некоммерческой организации», – сообщили в
пресс-службе банка.
А
дело было так: в системе дистанционного обслуживания была зафиксирована
подозрительная транзакция. Мошенники сняли со счета клиента банка средства в
размере 3,8 млн рублей и перевели их сначала на счет другого клиента ВТБ24, а
затем на клиентские счета в екатеринбургский «Уралприватбанк». Связавшись с
владельцем, служба безопасности сообщила о подозрительном переводе денег с его
счета. Несанкционированный характер операции подтвердился. После этого
сотрудники службы безопасности ВТБ24 связались с коллегами в «Уралприватбанке»
и переведенные средства были заблокированы. Эта история закончилась хорошо.
Однако зачастую бывает все наоборот.
Интернет
всерьез и надолго вошел в жизнь россиян. Получение дистанционных услуг компаний
финансового сектора в режиме он-лайн экономит время и деньги пользователей.
Банкам такое положение вещей также на руку.
По
данным MForum Analytics оборот российского рынка интернет-банкинга в прошлом
году достиг 18,8 млрд рублей. Зафиксированный прирост за год составил 55 %.
Эксперты MForum Analytics прогнозируют, что в текущем году оборот
отечественного рынка интернет-банкинга превысит уже 27 млрд рублей. А
маржинальная прибыль от предоставления дистанционных услуг, только с учетом
тарифного дохода участников рынка и без учета дополнительного процентного
дохода, который получают банки от размещения клиентских остатков на счетах в
рамках интернет-банкинга, составит 0,48 млрд рублей.
По
словам аналитика ИК «Финам» Юлии Голышевой, пока что в числе игроков,
предоставляющих качественные услуги интернет-банкинга можно выделить крупные
федеральные банки, а также банки с иностранным участием в капитале. В
перспективе же аналитики высоко оценивают потенциал интернет-банкинга для
физлиц.
«В
России интернет-банкинг является одним из наиболее перспективных направлений
развития сектора банковских услуг. Основными тенденциями как мирового, так и
российского рынка интернет-банкинга в настоящее время являются постоянный рост
числа пользователей и увеличение спроса на дополнительный функционал системы», –
говорит Юлия Голышева, по словам которой, с ростом числа предложений со стороны
кредитных организаций возрастет и активность самих клиентов.
Активность
мошенников между тем уже возросла.
«В
последнее время случаи хищения денег у клиентов систем дистанционного
обслуживания различных банков участились, – комментирует тенденцию сотрудник
пресс-службы банка ВТБ24 Артем Бочкарев. – Хищения осуществляются путем
внедрения в компьютеры клиентов вредоносных «троянских» программ и получения с
их помощью ключей и паролей доступа к системам дистанционного обслуживания.
Далее злоумышленники подключаются к системе дистанционного обслуживания и,
используя полученные ключи и пароли, проводят от имени клиентов операции по
переводу денежных средств на счета, открытые на подставных лиц, после чего
обналичивают переведенные деньги».
По
словам банкиров, практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев
подобные хищения осуществляются у клиентов, которые не обеспечивают
безопасность своих компьютеров при подключении к Интернету.
Это
касается установки на свой компьютер и регулярного обновления антивирусных
программ и операционных систем. «Кроме того, в группе риска клиенты, которые не
используют фаерволы, выходят в Интернет с компьютеров, предназначенных для
работы в системах дистанционного обслуживания, заходят на сайты сомнительного
содержания, а также открывают без проверки файлы, полученные в почтовых
сообщениях и на съемных носителях от неизвестных лиц», – поясняет Артем
Бочкарев.
Напомним,
что в целях защиты клиентов, не обеспечивающих безопасность своих компьютеров,
многие банки в дополнение к уже имеющимся средствам защиты внедряют
дополнительную так называемую парольную защиту, основанную на использовании
одноразовых паролей, получаемых клиентами в SMS-сообщениях. Подключение
подобной защиты и ее использование, как правило, бесплатно.
По
неофициальной статистике банкиров большинство пользователей достаточно
безответственно относятся к вопросам обеспечения безопасности своих
компьютеров, а инструкции банка, полученные при подключении к системе
дистанционного обслуживания, даже не читают. В такой ситуации не лишним будет
напомнить, что соблюдение несложных правил «техники безопасности», по пунктам расписанным
в руководстве пользователя системой дистанционного обслуживания, поможет сохранить
время, нервы и деньги.
|