|
За
январь–октябрь 2009 года объем государственного долга российских регионов вырос
почти на треть. Об этом свидетельствует опубликованная на сайте Минфина
информация о госдолге российских регионов. Самым закредитованным оказался
бюджет Москвы. За 10 месяцев Москва увеличила долговые обязательства на 111
млрд рублей. Именно на ее долю пришлось 59% прироста общего долга субъектов РФ.
Речь идет об обязательствах регионов по ценным бумагам, кредитам банков и
международных финансовых организаций, предоставленным госгарантиям, бюджетным
кредитам и иным непогашенным долговым обязательствам.
Бесспорными
лидерами по объему имеющегося долга по состоянию на 1 ноября стали Москва
(232,3 млрд рублей) и Московская область (158,1 млрд рублей). На третьем месте
Татарстан, долг которого составляет 38,7 млрд рублей. Он же лидер по долгу и в
ПФО.
Нижегородская
и Саратовская область должны более 14 млрд рублей (14,1 и 14,3 соответственно).
Самарская область должна 24,6 млрд рублей. Объем государственного долга
Республики Башкортостан составляет на 1 ноября 3174,5 млн рублей.
В
следующем году ситуация едва ли изменится. Согласно результатам выборочного
исследования компании ФБК, из 13 регионов-доноров федерального бюджета в
будущем году лишь Самарская область и Ямало-Ненецкий АО будут иметь
бездефицитные региональные бюджеты. Дефицитными будут даже бюджеты «нефтяного»
Ханты-Мансийского АО (6,5%) и все той же Москвы (12,6%).
Дефицит
региональных бюджетов выйдет за установленные рамки. А это значит, что придется
снова занимать.
Доходы
республиканского бюджета определены в сумме 63 млрд 745,5 млн рублей. Расходы
республиканского бюджета на 2010 год определены в сумме 76 млрд 745,6 млн
рублей.
Разница
между объемами доходов и расходов составляет 13 миллиардов рублей.
«Это
очень значимая величина того дефицита, который мы будем иметь по бюджету 2010
года. Большинство субъектов в основе источников покрытия дефицита своих
бюджетов видят осуществление тех или иных заемных программ, привлечение заемных
средств (бюджетных кредитов со стороны Министерства финансов РФ и кредитов коммерческих
банков), осуществление заимствований на внутреннем рынке капитала или даже
выход на внешние рынки. В отличие от них в РБ абсолютная часть объема этого
дефицита будет покрыта за счет резервов – денежных остатков бюджета Республики
Башкортостан. Это 11,5 млрд рублей из общего объема в 13 млрд рублей.
Только
оставшаяся часть будет покрыта за счет реализации соответствующих заемных
программ, которые мы осуществляем уже на протяжении достаточно длительного
периода времени и по длительности своей кредитной истории уступаем, наверное,
только Москве и Санкт-Петербургу», – рассказал на пресс-конференции в
«Интерфакс-Поволжье» первый заместитель премьер-министра
Правительства Республики Башкортостан, министр финансов РБ Айрат Гаскаров.
По
словам министра, с 1995 года республика осуществляет те или иные долговые заемные
программы, никогда каких-либо срывов по выполнению заемных обязательств не
отмечалось, поэтому инвесторы, потенциальные кредиторы, переговоры с которыми
уже ведутся, уверены в том, что обязательства Правительства РБ будут выполнены
безусловно.
«Уже
сейчас можно говорить о том, что мы будем иметь самые лучшие условия по привлечению
таких заемных средств, – продолжил Айрат Гаскаров. – Совсем недавно, буквально
две недели назад, мы привлекли очередной иностранный кредит (25 миллионов
долларов на один год. – Прим. авт.), в данном случае от Standard
Bank. Кредитная годовая ставка – 6,08% – одна из самых низких на сегодняшний
день. Москва практически не может претендовать на такие условия кредитования,
которые мы получили уже в текущем году. Но, соответственно, реализуя свою
программу на 2010 год, мы также будем придерживаться такого рода ценовых
ориентиров».
Что
касается дальнейшей программы осуществления государственных заимствований, в
программе на 2010 год поставлена задача привлечь на внутреннем финансовом российском
рынке облигационный займ на сумму до 1,5 миллиарда рублей. «Но на сегодняшний
день условия привлечения таковы, что мы находимся в раздумье», – отметил Айрат
Рафикович.
Если
до 1998 года и в период с 2004 по 2007 годы бюджет РБ был искусственно дефицитным,
то дефицит 2010-го обусловлен непростой экономической ситуацией. «В период 2004–2007
годов дефицит был искусственным, он был определен необходимостью создания как
такового разрыва между объемами доходов и расходов, в которые были заложены и
инвестиционные расходы, а их покрытие осуществлялось за счет привлечения на
рынках капитала соответствующих заемных средств», – пояснил министр.
В
период сложной экономической ситуации (середина 2008 года и 2009 год) дефицит
обусловлен тем, что наличие собственных доходных источников, в том числе
покрываемых и путем привлечения заемных средств, в любом случае не позволяет
осуществить достаточно хороший уровень финансирования, сложившийся на этот
период времени социальных и инвестиционных обязательств.
Ведь,
по словам министра финансов РБ, достижение таких целей, как формирование
соответствующей инфраструктуры, содействие в начальной стадии реализации тех
или иных инвестиционных проектов, поддержка проектов бизнес-сообщества,
создание и развитие системы государственно-частного партнерства, обеспечить за
счет текущих платежей сложно даже в более благополучное время.
|