|
Одной из основных
причин неиспользования пластиковых карт для оплаты различных товаров и услуг,
как и в прошлом году, является ограниченное количество магазинов и учреждений,
где принимаются карточки.
На это указывают
треть тех лиц, кто имеет банковскую карту, но не пользуется ей для оплаты
товаров и услуг. Таковы данные опроса НАФИ, проведенного совместно с
Ассоциацией региональных банков России.
«Если сравнивать с
соседними регионами, ситуация с оснащенностью терминалами в республике лучше,
об этом говорит не только официальная статистика, но это можно услышать и из
уст приезжающих в наш город жителей других регионов. Но в то же время
необходимо выходить на более высокий уровень, в этом должны быть заинтересованы
торговые сети, предприниматели. Кстати, оснащенность терминалами – один из
факторов развития системы безналичных расчетов», – считает начальник
управления делами Национального банка РБ Банка России Шамиль Аминов.
Стоит сказать, что в
республике внедрен проект «Социальная карта Башкортостана», по которой тоже
есть возможность рассчитываться в магазинах.
«Действительно,
объем безналичных операций по картам в торгово-сервисной сети не очень большой.
Думаю, он не превышает 5-7% от объема снятия наличных в банкоматах, – говорит начальник
Управления организации продаж карточных продуктов уфимского филиала ОАО
«УРАЛСИБ» Азат Садретдинов. В то же время потенциал для роста безналичных
операций очень большой, считает банкир. – С моей точки зрения, проблема заключается
не только в масштабности инфраструктуры по приему пластиковых карт. Основные
предприятия торговли и сервиса в настоящее время принимают карты к оплате.
Рассчитаться картой можно в продуктовых магазинах, АЗС, парикмахерских,
оплатить услуги ЖКХ и многое другое. Я думаю, что основной (но не единственной)
причиной является устоявшаяся модель поведения наших сограждан: получил
заработную плату – надо её снять в банкомате», – полагает представитель банка.
В целях
популяризации безналичных расчетов банками регулярно проводятся различные
акции, в том числе и совместно с платежными системами Visa и MasterCard.
Другая важная
причина, по мнению россиян, заключается в том, что расходы, труднее
контролировать, если оплачивать покупки при помощи банковской карты. Доля тех,
кто указывает на этот барьер, за год возросла с 29% до 33%. Хотя, по данным пресс-службы
ВТБ24, торговый оборот по картам за девять месяцев 2010 года составил 65,6 млрд
рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 56%.
Еще одним важным
сдерживающим фактором являются такие неудобства, связанные с данным способом
оплаты, как трата дополнительного времени на оплату или необходимость
заботиться о сохранности карты. Значимость такого барьера за прошедший год
практически не изменилась: на это указывают 28% респондентов.
По мнению Шамиля
Аминова, может расстроить тот факт, что, к примеру, в магазине не предупреждают
вовремя, что терминал не работает в данный момент. Или не все желают
расплачиваться картой за хлеб и молоко. «Пока достаешь карту, вводишь пин-код
или расписываешься в чеке – это трудоемко, но в то же время, необходимая
процедура», – поясняет Шамиль Абдуллович.
Кроме того, если
возникает вопрос о возврате товара, в магазинах чаще идут навстречу покупателю,
если товар оплачен наличкой. По карте обязаны вернуть деньги в течение 30 дней.
«Есть определенные сложности, но в этом специфика взаимоотношений», – говорит
банкир.
А вот доля граждан,
которые не оплачивают банковской картой товары и услуги из-за того, что они
дороже стоят в магазинах и учреждениях, где принимаются карточки, выросла более
чем в два раза (с 7% до 16%), констатируют эксперты НАФИ. «В магазинах, где
принимают пластиковые карты, цены на товары и услуги действительно могут быть
выше. Причин тому несколько, – отмечает директор по исследованиям НАФИ
Диляра Ибрагимова. – Во-первых, объективный рост потребительских цен по
России, зафиксированный официальными статистическими данными. А, во-вторых,
ухудшение инфляционных ожиданий населения осенью нынешнего года. Одной из
поведенческих стратегий уменьшения негативного влияния инфляции на уровень
личных доходов является ориентация людей на более дешевые товары и услуги,
которые более доступны в неорганизованной торговле или в мелких магазинах. А в
таких местах торговли доминируют именно наличные способы оплаты».
«Не совсем согласен
с тем мнением, что в магазинах продукты стоят дороже. Я всегда рассчитываюсь в
магазинах карточкой и внимательно слежу за ценами. А в социальной карте есть и
дисконтное приложение, которое позволяет накапливать бонусы», – говорит Шамиль
Аминов.
Сегодня банкиры констатируют
все же смену тренда: люди активнее приобщаются к расчетам картами. В
ИнвестКапиталБанке, в частности, рассказали, что более трети эмитированных
банковских карт активно используются при расчетах, особенно в торговых точках:
супермаркетах, магазинах одежды, при оплате телекоммуникационных услуг. «В
последнее время клиенты стали активнее рассчитываться за товары и услуги
картами. На наш взгляд, это связано с тем, что люди попросту привыкли к этому
продукту, стали лучше понимать функционал карт, их преимущества. Что касается недостатка
торговых точек, в которых к оплате принимают карты, то сейчас эта проблема
стоит разве что в очень небольших городах», – говорит начальник Управления
пластиковых карт ИнвестКапиталБанка Александр Чегодаев.
Всего за прошлый год
количество терминалов в регионе для расчетов банковскими картами, которыми
оснащаются предприятия торговли и сервиса, выросло с 7600 до 8500 единиц.
«Конечно, уровень
далек от общеевропейского, за границей практически каждая сувенирная лавка
снабжена терминалом, но есть куда стремиться», – резюмирует эксперт Нацбанка
РБ.
|
150 рублей, это плата за карту. А снимала, по-видимому в стороннем банкомате?