|
В ходе прокурорских проверок выявляются
нарушения в деятельности большинства
кредитных учреждений Башкирии (банках, кредитных и потребительских
кооперативах). Всего за десять месяцев этого года насчитали 82 нарушения законодательства
в кредитно-банковской сфере. Об этом говорят данные прокуратуры РБ.
«Практика прокурорского надзора свидетельствует о
том, что кредитными организациями от граждан-заемщиков скрывалась информация о
полной стоимости кредита, взыскивалась комиссия за его выдачу, за ведение
ссудного счета, налагались ограничения при досрочном погашении кредиторской
задолженности, навязывалось приобретение дополнительных услуг», – рассказывает старший
помощник прокурора РБ Лариса Кучина.
Также ими осуществлялись банковские операции без
соответствующей лицензии, в договорах кредитования предусматривались положения,
ущемляющие права потребителей, в частности о распоряжении денежными средствами
клиента на других счетах, внесудебном порядке обращения в собственность заложенного
имущества.
«Например, Дюртюлинской и Мелеузовской
межрайонными прокуратурами, прокуратурой Аургазинского района в ходе проверки
подразделений Уфимского филиала одного из коммерческих банков установлено, что
предоставление потребительских кредитов гражданам обуславливалось обязательным
заключением договоров личного и имущественного страхования заемщика, что
послужило основанием для внесения представлений», – говорит Лариса Кучина.
Поэтому граждане по-прежнему продолжают обращаться
и в Управление Роспотребнадзора по РБ с жалобами на банки. Так, в ведомство за
десять месяцев этого года поступило 106 обращений граждан по вопросам
обеспечения защиты прав потребителей в сфере предоставления финансовых услуг.
Большинство заявлений связано с заключением и исполнением кредитных договоров,
начислением штрафов, неустоек за просрочку платежей и взысканием имеющейся
задолженности. Один из самых волнующих вопросов – проблема реструктуризации
долгов по кредитам. «Сейчас нет закона, который бы способствовал обязательной
реструктуризации банками долга. Какие-то ключевые вопросы мог бы разрешить
закон о банкротстве физлиц, который пока не принят», – говорит специалист-эксперт
отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РБ Алия
Тараканова.
В настоящих условиях банк не пойдет на
реструктуризацию без веских причин, и аргументировать ее необходимость клиенту
становится сложнее. Клиент, прежде всего, должен представить вескую
доказательную базу того, что он оказался в тяжелой ситуации, связанной с
финансовым положением из-за потери работы или ухудшения состояния здоровья. «Да
и не всегда те условия, которые предоставляет банк по реструктуризации, могут
удовлетворить кредитозаемщика, ведь чаще такие условия еще больше ухудшают
положение человека, если в сумму основного долга включаются штрафы и пени», –
рассказывает Алия Яулдатовна.
Так, в Управление обратилась гражданка с жалобой
на действия сотрудников банка, одного из лидеров потребительского кредитования
в России. В автокатастрофе трагически погибла женщина, и мальчик 12 лет, который,
кроме всего прочего, унаследовал и долговые обязательства своей мамы, остался
сиротой. Уже через неделю сотрудники банка начали активно требовать оплаты по
кредитной карте, вступления в наследство и исполнения обязательств погибшего
заемщика, несмотря на то, что все требования предъявлялись в отношении
несовершеннолетнего. При этом сотрудники банка не проинформировали
родственников погибшей о наличии в кредитном договоре добровольного согласия
заемщика на страхование жизни от несчастного случая и продолжали начислять
проценты на сумму долга.
Родственницей покойной по требованию банка внесен
платеж в кассу банка. Однако ее очень удивило, что в приходном кассовом ордере
в графе «от кого получено» указана фамилия и паспортные данные ее погибшей
сестры.
«Все происходящие события вынудили родственников
начать поиски злополучного кредитного договора. Был обнаружен страховой полис,
по условиям которого в случае гибели заемщика банку предусмотрена выплата
страхового возмещения (что и было исполнено страховой компанией). Поэтому
родственники потребовали от банка возврата внесенной платы. Несмотря на
неоднократно направляемые ими в банк письма с требованиями возврата излишне
внесенных денег и с сообщением о том, что страховой компанией уже перечислена
банку страховая сумма, банк ни разу не предоставил информацию о задолженности
на момент гибели заемщика, а через семь месяцев в своем письме известил о все
еще имеющейся задолженности по кредитному договору», – рассказали в Роспотребнадзоре.
Специалистом отдела защиты прав потребителей
ведомства женщине были даны разъяснения гражданского законодательства.
Эксперты отмечают, что в подобных ситуациях помочь
может финансовый омбудсмен, который работает в стране вот уже два месяца. Он
взял на себя роль примирителя между банками и их клиентами во внесудебном
порядке. Любой потребитель финансовых услуг может обратиться в такую
независимую службу с целью разрешения возникшего спора с финансовой
организацией, и решение омбудсмена будет обязательным для исполнения банком.
«Важно понимать следующее: хотя институт общественного примирителя создан по
инициативе банков, но защищать он будет в первую очередь рядовых граждан –
потребителей финансовых услуг. Для граждан это отличная возможность не только
досудебного урегулирования того или иного спора с кредитной, финансовой
организацией, но получения исчерпывающей консультации от профессионалов самого
высокого уровня. Причем совершенно бесплатно для граждан – это одно из базовых
положений работы общественного примирителя», – рассказывает председатель
Ассоциации кредитных организаций РБ Айдар Зубаиров.
Для банкиров его решения обязательны, у граждан
остается право обратиться в суд.
Между тем в пользу жителей Башкирии-клиентов
банков принято судебных решений на общую сумму более полумиллиона рублей.
|