|
В большинстве
случаев оправданием невыплаты кредита для уфимцев служит потеря работы или
снижение уровня доходов.
Однако все же около
70% россиян считают невозврат банковских кредитов преступлением, при этом почти
половина называют форс-мажорные обстоятельства наиболее веской причиной. Таковы
результаты опроса, проведенного Национальным агентством финансовых
исследований.
Толерантность к
невозвратам банковских кредитов, измеряемая как доля россиян, не считающих
невозврат кредита преступлением, за прошедшие два года достигла своего
максимального значения в мае 2009 года, увеличившись до 20%. Затем в июне и
ноябре прошлого года она вернулась на докризисный уровень – 13%-14% (для
сравнения в мае 2008 года – 15%). В сентябре вновь наблюдается рост данного
показателя до 19%. Согласно полученным данным НАФИ, обман клиента со стороны
банка и нераскрытие реальной стоимости кредита, увеличение банком в
одностороннем порядке размера процентной ставки и платежей по кредиту также
являются веским основанием для невозврата кредита.
По признанию специалиста-эксперта
отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РБ Алии
Таракановой, люди жалуются на ухудшение финансового положения, на то, что
загнаны в угол и не могут исполнять свои обязательства перед банками.
Самих должников
банкиры делят на три категории. «Есть должники, которые оказались в
затруднительной ситуации из-за кризисных явлений, к примеру, из-за потери
работы. Естественно, в данном случае банк идет на встречу, договаривается о
реструктуризации и т.п. Существуют кредитозаемщики, которые знают о своем
долге, но просто не хотят погашать. Есть и другая категория неплательщиков –
мошенники, которые целенаправленно пришли за кредитом в банк, чтобы потом ему
не возвращать, правда, сам факт мошенничества подтвердить бывает очень сложно.
Конечно, у нас существует база ненадежных заемщиков, к работе с которыми мы
относимся с максимальным вниманием», – говорит руководитель отдела
безопасности ООО «БашИнвестБанк» Алексей Грызунов.
Нередко в кризисные
времена для возврата долгов банкиры обращались к коллекторам. Хотя опросы НАФИ
также показали, что 60% россиян не знают, чем занимаются коллекторские
агентства. Только около 35% россиян знают точно или понаслышке о деятельности
таких агентств. Среди тех, кто имеет мнение по этому вопросу, негативные оценки
деятельности этих агентств значительно преобладают над положительными (43%
против 27%).
Практически у
каждого третьего респондента, знающего точно или понаслышке о деятельности коллекторских
агентств, работа данных организаций ассоциируется с силовым выбиванием долгов
(у 9% населения коллекторские агентства ассоциируются даже с бандитизмом,
рэкетом и мошенничеством). Еще у 15% респондентов ассоциации не связаны с
применением силы, но несут в себе явную негативную эмоциональную окраску
(угроза насилия, страх). Только у 3% респондентов коллекторские агентства
ассоциируются с организацией процесса по возврату долгов. Еще 16% респондентов
при упоминании коллекторских агентств отмечают, что у них возникают ассоциации
со словами: долги, кредит, деньги.
Между тем в этом
году средний размер задолженности и срок кредита выросли, сообщил генеральный
директор долгового агентства «Пристав» Артур Александрович. По его словам,
средняя сумма долга по потребительскому кредиту в 2009 году составляла 15 тысяч
рублей, а в 2010 году достигла 17 250 рублей. «Существенной частью этой
задолженности являются штрафы и пени, это свидетельствует о том, что долги
стареют», – подчеркнул он.
Существенно
«помолодел» и сам неплательщик. В 2010 году наибольшее количество должников
составляли молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет. Все чаще в 2010 году
неплательщиками становились женщины. «Если в 2009 году процент женщин из общего
числа неплательщиков составлял порядка 65%, то в 2010 году уже более 70%», –
добавил Артур Александрович.
Кризисные годы не
прошли даром как для банков, так и для заемщиков. Банки стали ответственнее
подходить к вопросам андеррайтинга и оценки потенциального заемщика. А заемщики
стали тщательнее продумывать все преимущества и недостатки получения кредита,
внимательнее читать кредитные договоры. И все это еще раз подтверждает тот
факт, что ожидать бурного роста просроченной задолженности в ближайшее время не
стоит.
Президент
Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Александр
Морозов подчеркнул, что для коллекторов также будет
хорошо, если доля просроченной заложенности в целом по банковской системе будет
снижаться. «Просрочки станет меньше, она станет качественнее, нам станет легче
работать. В период кризиса у коллекторов работы больше, но она сложнее, в
периоды нормального экономического цикла ее чуть меньше, но она легче», –
добавил он.
Александр Морозов
отметил, что вскоре требования к деятельности коллекторских агентств повысятся,
отрасль станет более цивилизованной с принятием закона о коллекторских
агентствах.
Отметим, что базовые
нормы работы коллекторских агентств Минэкономразвития собирается заложить в
проекте закона о взыскании просроченной задолженности. К концу декабря он может
быть представлен для обсуждения общественности, но примут его не раньше
следующего года.
|