В Башкирии может
появиться финансовый омбудсмен. Одним из инициаторов введения подобного
института в республике является председатель Ассоциации кредитных
организаций РБ (АКОРБ) Айдар Зубаиров. Он полагает, что большинство споров финансовых учреждений и их
клиентов можно решить в досудебном порядке.
Отметим, что еще в
сентябре прошлого года Ассоциация российских банков представила институт
. Первым в России
финансовым омбудсменом стал депутат Госдумы Павел Медведев и приступил к работе
1 октября. Главная его задача – разрешать конфликты между банками и их
клиентами.
Создать в России
институт «общественного примирителя на финансовом рынке» АРБ предложила еще
шесть лет назад. В качестве концептуальной основы деятельности российского
финансового омбудсмена была избрана германская модель, в соответствии с которой
офис финансового омбудсмена не является государственной структурой. «Финансовый
омбудсмен – это попытка ввести медиацию в спорах между банками и клиентами. Это
мировой опыт, который пытаются внедрить на российскую почву банки с иностранным
участием. То есть инициатива исходила изначально от шести банков. И только в
силу этого указания омбудсмена обязательны для этих банков. Они необязательны
для всех остальных», – поясняет начальник
юридического управления АФ Банка Георгий Могилевский.
Местные банкиры
посчитали, что финансовый омбудсмен должен быть и в Башкирии. «Понимая важность
и объективную необходимость создания в России стройной, эффективной и объемной
системы финансового омбудсмена, Ассоциация кредитных организаций Республики
Башкортостан в полной мере поддерживает ваши усилия по активизации и
распространению работы финансового омбудсмена федерального уровня.
Тем не менее, мы
видим необходимость в создании института
финансового омбудсмена и на региональном уровне», – обращается в своем письме к
главе Ассоциации российских банков Гарегину Тосуняну Айдар Зубаиров.
Вообще-то шведское
слово «омбудсмен» означает «представитель», а вводили такую должность шведы 200
лет назад (в 1809 году) для контроля за соблюдением законных прав и интересов
граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. Так ли
необходим финансовый омбудсмен? Ведь уже сегодня существуют разного рода
конфедерации потребителей. К примеру, жители Башкирии обращаются и в Управление
Роспотребнадзора по РБ. Так, в ведомство за 10 месяцев 2010 года поступило 106
обращений граждан по вопросам обеспечения защиты прав потребителей в сфере
предоставления финансовых услуг. Большинство заявлений связано с заключением и
исполнением кредитных договоров, начислением штрафов, неустоек за просрочку
платежей и взысканием имеющейся задолженности. Один из самых волнующих вопросов
– проблема реструктуризации долгов по кредитам, сообщила специалист-эксперт
отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РБ Алия
Тараканова.
К примеру, в
Управление обратилась гражданка с жалобой на действия сотрудников банка. В
автокатастрофе трагически погибла женщина, а ее сын – мальчик 12 лет – унаследовал
и долговые обязательства своей мамы. Уже через неделю сотрудники банка начали
активно требовать оплаты по кредитной карте, вступления в наследство и исполнения
обязательств погибшего заемщика, несмотря на то, что все требования
предъявлялись в отношении несовершеннолетнего. Эксперты отмечают, что в
подобных ситуациях помочь мог бы финансовый омбудсмен.
67% опрошенных НАФИ
граждан, получивших разъяснения о возможностях финансового омбудсмена, одобряют
внедрение подобного института в целом в стране. «К великому сожалению, правовой
нигилизм россиян велик настолько, что очень рано говорить о какой-либо
эффективности медиации. Если наш человек не доверяет государственным судам, то
что можно сказать о доверии третейскому суду, медиатору или омбудсмену? На
исправление ситуации уйдут многие годы, потому что это вопрос правовой культуры
нескольких поколений», – считает Георгий Могилевский.
С появлением
финансового омбудсмена в республикеадвокат Валерий Шарипов, которого и выдвинули на роль
финансового примирителя, не исключает снижения количества обращений в суды.
Впрочем, по словам
Георгия Могилевского, в отношениях между банком и клиентом настоящие споры
возникают очень редко. «99% дел в судах между этими участниками – это дела о
взысканиях задолженностей по кредитам. И только малую часть можно назвать
действительно спорами, когда клиент начинает оспаривать договоры, отдельные
требования банка, расчеты и т.п. Вот здесь медиационная процедура для банка
будет безусловно эффективной, потому как опытный юрист с большим стажем
(омбудсмен), исследовав ситуацию, может высказать свое мнение о правоте либо
неправоте какой-либо из сторон. И только в силу его авторитета банк уже будет с
ним соглашаться. Именно эту цель преследовали банки, учредившие должность
омбудсмена», – поясняет Георгий Александрович.
По его мнению, по
подавляющему количеству дел по искам банков к их должникам по-прежнему самым
эффективным останется обращение в соответствующий государственный суд, после
чего исполнительным документом займутся судебные приставы. «К сожалению,
никакой альтернативы этому процессу в ближайшей перспективе я пока не вижу», –
отмечает Георгий Могилевский. Эксперт ожидает масштабной реформы гражданского
законодательства, намеченной президентом РФ, в рамках которой могут быть
упрощены процедуры обращения взыскания на заложенное имущество и будет решен
ряд иных вопросов, сильно осложняющих сегодня общение банка и клиента.
Сумма рассматриваемых
финансовым омбудсменом споров не должна будет превышать 300 тысяч рублей.
«Важно понимать следующее: хотя институт общественного примирителя создан по
инициативе банков, но защищать он будет в первую очередь рядовых граждан –
потребителей финансовых услуг. Для граждан это отличная возможность не только
досудебного урегулирования того или иного спора с кредитной, финансовой
организацией, но и получения исчерпывающей консультации от профессионалов
самого высокого уровня. Причем для граждан это совершенно бесплатно – вот одно
из базовых положений работы общественного примирителя», – поясняет Айдар
Сабирович.
Изучение и
систематизация жалоб, рассчитывают банкиры, поможет им правильнее выстроить
отношения с клиентами и внедрить удобные услуги.