Уфа, 18 мая, воскресенье  
Сделать стартовой Статистика проекта  
 
 
 Новость дня   Лента новостей   Финансовые технологии   Курсы валют   Финэксперт   Каталог фирм   Калькуляторы   Форум 

Финансовые технологии
8 мая
1 мая
24 апреля
17 апреля
10 апреля

Архив


Каталог фирм
Банки (52)
Брокерские и инвестиционные компании (42)
Лизинговые компании (21)
Негосударственные пенсионные фонды (3)
Страховые компании (55)
Управляющие компании (8)
Факторинговые компании (1)
Финансово-кредитные компании (5)
Финансовые консультанты (2)

Обратная связь...

Финансовые технологии

Кому выгодно ОСАГО?
15 мая 2008

Федеральная служба страхового надзора (ФССН) опубликовала на своем сайте извещение о проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на проведение прикладного экономического исследования «Анализ страховых тарифов по ОСАГО с учетом законодательных изменений».

Исследование, на проведение которого страховой регулятор выделил 235 тысяч рублей, должно решить проблему, о которой давно уже твердят представители ряда страховых компаний, – для некоторых из них страхование ОСАГО становится убыточным, а ряд страховых компаний даже разоряются.

ФССН предлагает экономистам принять участие в конкурсе и, используя статистические данные Российского союза автостраховщиков, Государственной инспекции безопасности дорожного движения и экспертные оценки зарубежных органов страхового надзора, дать реальную оценку ситуации с этим видом страхования. Нужно дать ответ на вопрос, поставленный в техзадании на это исследование: какими должны быть тарифы по ОСАГО в ближайшие пять лет, чтобы страховщики смогли сохранять убыточность на уровне 77%.

Проверке подлежит принятая сейчас система коэффициентов страховых тарифов по отношению к существующему уровню риска, эффективность системы Бонус-Малус (скидки за безубыточное страхование и надбавки за аварийность). Также нужно составить прогноз экономических и финансовых показателей на ближайшие 5 лет при условии сохранения существующих тарифов, увеличения лимита по жизни и здоровью, фиксированных выплат в случае смерти потерпевшего, а также вступающих в скором времени в силу механизма прямого урегулирования убытков и упрощенной схемы оформления ДТП.

По оценке самих участников рынка ОСАГО, рынку для удержания заданного уровня убыточности необходим рост тарифов на 20-30%, а некоторые даже называют цифру 40%.

Российский союз автостраховщиков внес предложение повысить действующие сейчас тарифы по ОСАГО для физлиц – с 1980 до 2417 руб., для такси – с 2965 до 7049 руб., для маршруток – с 1620 до 3154 руб. А также изменить региональный коэффициент 1,3 к тарифу ОСАГО до 1,6 в Казани, Кемерове, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Новокузнецке и Челябинске; с 1 до 1,3 в Череповце, Южно-Сахалинске, Сыктывкаре и Нижневартовске. Коэффициент 0,5, который применяется сейчас к базовому тарифу в селах и многих городах России, страховщики предлагают увеличить в Уральском федеральном округе в 1,35 раза.

Напомним, что повышающий коэффициент сейчас составляет в Москве – 2, в Санкт-Петербурге – 1,8, в Уфе – 1,3.

Тарифы на ОСАГО не менялись с момента вступления в силу этой системы страхования в 2003 году. Первые годы были очень выгодными в плане ОСАГО, и по всей стране, как грибы после дождя, появлялись мелкие страховые компании, которые собирали с граждан деньги за внезапно ставшее обязательным страхование, а вот выплачивать по этим страховкам не торопились и всячески уклонялись от этого. Цель была одна – быстро собрать «пенки» с этого выгодного предприятия.

Затем ситуация стала меняться. Система стала более отработанной, уклоняться от выплат стало труднее, да и цены на автомобили и запчасти выросли. Сейчас рынок стабилизировался, и граждане, наученные горьким опытом невыплат, уже не страхуются в первой попавшейся компании. Но за прошедшие 5 лет тарифы действительно отстали от жизни.

Каково же сейчас положение с этим видом страхования? Это небольшое исследование, в отличие от ФССН, мы проведем для вас бесплатно.

По данным Федеральной службы страхового надзора за 1 квартал 2008 года в едином государственном реестре субъектов страхового дела на зарегистрировано 842 страховые организации. Данные собраны с 786 страховщиков, 27 организаций не проводили страховые операции, а 29 – не представили отчетность.

Страховые премии (взносы) и страховые выплаты за 1 квартал 2008 года по Российской Федерации:

 

 

Страховые премии (взносы), млрд руб.

В % к общей сумме

В % к этому периоду прошлого года

Страховые выплаты, млрд руб.

В % к общей сумме

В % к этому периоду прошлого года

По обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств

 

17,0

 

 

7,4

 

111,9

 

11,0

 

8,7

 

128,3

Из первой таблицы видно, что по ОСАГО страховых премий (взносов) собрано 17 млрд рублей, а выплачено автовладельцам – 11 млрд рублей. Кажется, что в целом убыточности нет. Однако за прошедший год сборы по этому виду страхования выросли на 11,9 %, а выплаты увеличились на 28,3 %, из чего можно сделать вывод, что аварийность растет и выплачивать страховщикам с каждым годом приходится все больше.

Страховые премии (взносы) и страховые выплаты (кроме обязательного медицинского страхования) за 1 квартал 2008 года по федеральным округам:

Федеральные округа

Страховые премии (взносы), млрд руб.

В % к общей сумме

Страховые выплаты, млрд руб.

В % к общей сумме

Центральный ФО

76,0

50, 8

24,3

48,5

Северо-Западный ФО

21,1

14,1

6,2

12,4

Южный ФО

7,6

5,1

3,0

6,0

Приволжский ФО

18,1

12,1

7,0

3,9

Уральский ФО

14,6

9,8

5,0

10,0

Сибирский ФО

9,2

6,2

3,7

7,4

Дальневосточный ФО

2,9

1,9

0,9

1,8

За пределами РФ

0,05

0,03

0,0001

0,0002

Итого

149,6

100,0

50,1

100,0

Вторая таблица показывает общую ситуацию со страхованием по округам. В нашем, Приволжском округе, страховые компании собрали в целом 18,1 млрд рублей, а выплатили 7 млрд рублей. Тоже общая картина показывает, что страховщики не в убытке. Однако не торопитесь делать выводы.

Из многочисленных сводов сведений ФССН по ОСАГО в России мы выбрали для рассмотрения шесть крупных страховых компаний, действующих в Башкортостане и сравнили их показатели. Для наглядности добавили три компании, работающие в других регионах. Итак, смотрим таблицу.

Выборочные сведения о страховых премиях (взносах) и выплатах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств за 1 квартал 2008 года (тыс. руб.):


Наименование

Премии (взносы) ОСАГО

Выплаты ОСАГО

Положительное сальдо по ОСАГО

% ОСАГО в премиях

% ОСАГО в выплатах

«Альфастрахование»

329 815

234 196

95 619

7,8%

15,6%

Военно-страховая компания

620 385

303 068

317 317

8,0%

13,9%

«Ингосстрах»

1 037 847

605 919

431 928

11,3%

13,7%

«Ренессанс Страхование»

263 577

67 037

196 540

12%

7,8%

«Уралсиб»

471 177

297 260

173 917

14,8%

21,8%

«Росгосстрах-Аккорд» (Уфа)

200 344

189 301

11 043

47,4%

72,4%

«Росгосстрах-Татарстан» (Казань)

119 978

110 972

9 006

31,7%

68,5%

«Росгосстрах-Поволжье» (Н-Новгород)

482 739

505 037

-22 298

37,6%

66,8%

«Росгосстрах-Урал» (Тюмень)

428 323

463 493

-35 170

42,3%

64,5%

Тут следует оговориться, что при оценке приведенных выше сведений нужно иметь в виду, что четыре упомянутые нами региональные представительства компании «Росгосстрах» работают только в рамках своих регионов, а остальные компании – по всей России.

Однако результаты их деятельности показывают, что «запас прочности» или «положительное сальдо» после произведенных выплат у первых пяти компаний довольно значительное – от 100 до 400 миллионов рублей. А вот у «Росгосстраха» в Башкортостане и Татарстане – несравнимо меньше. В Тюмени и Нижнем Новгороде ситуация еще хуже – выплаты превышают собранные страховые премии. Но компании не разоряются, покрывая убытки, видимо, из других видов страхования.

Что еще видно из этой таблицы? Для первых 5 страховщиков ОСАГО не является основным и превалирующим видом страхования – он занимает в их деятельности от 7 до 20% в общих объемах. А вот региональные представительства «Росгосстраха» в свое время сделали ставку именно на ОСАГО – в их объемах этот вид страхования занимает от 30 до 70%.

Если учесть еще и следующие сведения, почерпнутые нами из статистических данных ФССН, то картина будет более ясна.

Доля компаний на рынке ОСАГО по Республике Башкортостан:

  • «Альфа Страхование» – 0,67%
  • Военно-страховая компания – 2,7%
  • «Ингосстрах» – 5,9%
  • «Ренессанс Страхование» – 1%
  • Уралсиб» – 8,8%
  • «Росгосстрах-Аккорд» – 56,7%

Наш вывод таков – больше всех призывают к увеличению тарифов ОСАГО те компании, положение которых в этом виде страхования действительно критическое, а именно – у «Росгосстраха», который несколько лет назад совершил стратегическую ошибку, отдав предпочтение ОСАГО перед всеми остальными видами страхования и захвативший большую часть этого рынка в регионах. Тогда это было действительно выгодно, а сейчас обернулось убытками.

Однако почему же результаты деятельности (положительное сальдо) у других компаний, объемы страхования которых по ОСАГО сравнимы с объемами «Росгосстраха», гораздо лучше? Как объяснил нам один эксперт, пожелавший остаться неизвестным, ОСАГО тоже бывает разным. Можно сосредоточиться на страховании «автогражданки» частных автовладельцев, которых у нас очень много, но у которых аварийность очень высока, а, соответственно, и наибольший объем страховых выплат, а можно страховать корпоративных клиентов – автопарки организаций, где работают профессиональные водители и где уровень аварийности в разы ниже.

Вот в чем причина того, что ряд страховых компаний действительно находятся у критической черты по страхованию автогражданской ответственности. Они попали в замкнутый круг, выходов из которого немного: поделиться долей этого рискового вида страхования с конкурентами и увеличить у себя долю других видов страхования или просить государство изменить условия, увеличив тарифы и снова сделав ОСАГО на несколько лет рентабельным для страховщиков частных автовладельцев.

Из простой бытовой логики можно сделать вывод, что ситуация с аварийностью на дорогах Уфы, например, будет в ближайшее время расти в геометрической прогрессии, поскольку машин становится все больше, а улицы и дворы нашей столицы совершенно к этому не готовы. Долгие стояния в пробках утром и вечером скоро превратятся в многочасовые пробки, сравнимые с московскими. Это тоже не прибавит спокойствия водителям и скажется на аварийности.

Так что положению страховщиков, занимающихся ОСАГО, можно пока только посочувствовать. А если государство после исследований ФССН поднимет тарифы на «автогражданку» (а это неминуемо произойдет в скором времени), то сочувствовать уже придется автовладельцам, поскольку автомобиль из-за дороговизны его использования постепенно превратится из средства передвижения в роскошь.

Александр КРИВОШЕЕВ, специально для 102banka.ru

Версия для печати

  Выскажи свое мнение!
  Если вы не хотите, чтобы под вашим именем писал кто-то другой, то зарегистрируйтесь.
Если вы уже зарегистрированы, то просто авторизуйтесь.
Автор:
Cообщение:



     
Опубликованные сообщения являются частными мнениями лиц, их написавших.
Редакция сайта за размещенные сообщения ответственности не несет.
Правила модерирования сообщений
Вход
E-Mail:
Пароль:


Курсы валют

Новость дня
16 мая
Заемщики и вкладчики всей страны, объединяйтесь!

Лента новостей
16 мая
15 мая

Финэксперт
  Ипотечный брокеридж
Последний вопрос: Я подумываю о том, чтобы взять ипотечный...

 

Калькуляторы
 Автокредитный
калькулятор
 Ипотечный
калькулятор

Форум

 
RSS
Rambler's Top100 liveinternet.ru