|
Федеральная служба страхового надзора (ФССН) опубликовала на своем сайте извещение о проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на проведение прикладного экономического исследования «Анализ страховых тарифов по ОСАГО с учетом законодательных изменений».
Исследование, на проведение которого страховой регулятор выделил 235 тысяч рублей, должно решить проблему, о которой давно уже твердят представители ряда страховых компаний, – для некоторых из них страхование ОСАГО становится убыточным, а ряд страховых компаний даже разоряются.
ФССН предлагает экономистам принять участие в конкурсе и, используя статистические данные Российского союза автостраховщиков, Государственной инспекции безопасности дорожного движения и экспертные оценки зарубежных органов страхового надзора, дать реальную оценку ситуации с этим видом страхования. Нужно дать ответ на вопрос, поставленный в техзадании на это исследование: какими должны быть тарифы по ОСАГО в ближайшие пять лет, чтобы страховщики смогли сохранять убыточность на уровне 77%.
Проверке подлежит принятая сейчас система коэффициентов страховых тарифов по отношению к существующему уровню риска, эффективность системы Бонус-Малус (скидки за безубыточное страхование и надбавки за аварийность). Также нужно составить прогноз экономических и финансовых показателей на ближайшие 5 лет при условии сохранения существующих тарифов, увеличения лимита по жизни и здоровью, фиксированных выплат в случае смерти потерпевшего, а также вступающих в скором времени в силу механизма прямого урегулирования убытков и упрощенной схемы оформления ДТП.
По оценке самих участников рынка ОСАГО, рынку для удержания заданного уровня убыточности необходим рост тарифов на 20-30%, а некоторые даже называют цифру 40%.
Российский союз автостраховщиков внес предложение повысить действующие сейчас тарифы по ОСАГО для физлиц – с 1980 до 2417 руб., для такси – с 2965 до 7049 руб., для маршруток – с 1620 до 3154 руб. А также изменить региональный коэффициент 1,3 к тарифу ОСАГО до 1,6 в Казани, Кемерове, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Новокузнецке и Челябинске; с 1 до 1,3 в Череповце, Южно-Сахалинске, Сыктывкаре и Нижневартовске. Коэффициент 0,5, который применяется сейчас к базовому тарифу в селах и многих городах России, страховщики предлагают увеличить в Уральском федеральном округе в 1,35 раза.
Напомним, что повышающий коэффициент сейчас составляет в Москве – 2, в Санкт-Петербурге – 1,8, в Уфе – 1,3.
Тарифы на ОСАГО не менялись с момента вступления в силу этой системы страхования в 2003 году. Первые годы были очень выгодными в плане ОСАГО, и по всей стране, как грибы после дождя, появлялись мелкие страховые компании, которые собирали с граждан деньги за внезапно ставшее обязательным страхование, а вот выплачивать по этим страховкам не торопились и всячески уклонялись от этого. Цель была одна – быстро собрать «пенки» с этого выгодного предприятия.
Затем ситуация стала меняться. Система стала более отработанной, уклоняться от выплат стало труднее, да и цены на автомобили и запчасти выросли. Сейчас рынок стабилизировался, и граждане, наученные горьким опытом невыплат, уже не страхуются в первой попавшейся компании. Но за прошедшие 5 лет тарифы действительно отстали от жизни.
Каково же сейчас положение с этим видом страхования? Это небольшое исследование, в отличие от ФССН, мы проведем для вас бесплатно.
По данным Федеральной службы страхового надзора за 1 квартал 2008 года в едином государственном реестре субъектов страхового дела на зарегистрировано 842 страховые организации. Данные собраны с 786 страховщиков, 27 организаций не проводили страховые операции, а 29 – не представили отчетность.
Страховые премии (взносы) и страховые выплаты за 1 квартал 2008 года по Российской Федерации:
|
|
Страховые премии (взносы), млрд руб. |
В % к общей сумме |
В % к этому периоду прошлого года |
Страховые выплаты, млрд руб. |
В % к общей сумме |
В % к этому периоду прошлого года |
|
По обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств |
17,0
|
7,4 |
111,9 |
11,0 |
8,7 |
128,3 |
Из первой таблицы видно, что по ОСАГО страховых премий (взносов) собрано 17 млрд рублей, а выплачено автовладельцам – 11 млрд рублей. Кажется, что в целом убыточности нет. Однако за прошедший год сборы по этому виду страхования выросли на 11,9 %, а выплаты увеличились на 28,3 %, из чего можно сделать вывод, что аварийность растет и выплачивать страховщикам с каждым годом приходится все больше.
Страховые премии (взносы) и страховые выплаты (кроме обязательного медицинского страхования) за 1 квартал 2008 года по федеральным округам:
|
Федеральные округа |
Страховые премии (взносы), млрд руб. |
В % к общей сумме |
Страховые выплаты, млрд руб. |
В % к общей сумме |
|
Центральный ФО |
76,0 |
50, 8 |
24,3 |
48,5 |
|
Северо-Западный ФО |
21,1 |
14,1 |
6,2 |
12,4 |
|
Южный ФО |
7,6 |
5,1 |
3,0 |
6,0 |
|
Приволжский ФО |
18,1 |
12,1 |
7,0 |
3,9 |
|
Уральский ФО |
14,6 |
9,8 |
5,0 |
10,0 |
|
Сибирский ФО |
9,2 |
6,2 |
3,7 |
7,4 |
|
Дальневосточный ФО |
2,9 |
1,9 |
0,9 |
1,8 |
|
За пределами РФ |
0,05 |
0,03 |
0,0001 |
0,0002 |
|
Итого |
149,6 |
100,0 |
50,1 |
100,0 |
Вторая таблица показывает общую ситуацию со страхованием по округам. В нашем, Приволжском округе, страховые компании собрали в целом 18,1 млрд рублей, а выплатили 7 млрд рублей. Тоже общая картина показывает, что страховщики не в убытке. Однако не торопитесь делать выводы.
Из многочисленных сводов сведений ФССН по ОСАГО в России мы выбрали для рассмотрения шесть крупных страховых компаний, действующих в Башкортостане и сравнили их показатели. Для наглядности добавили три компании, работающие в других регионах. Итак, смотрим таблицу.
Выборочные сведения о страховых премиях (взносах) и выплатах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств за 1 квартал 2008 года (тыс. руб.):
|
Наименование |
Премии (взносы) ОСАГО |
Выплаты ОСАГО |
Положительное сальдо по ОСАГО |
% ОСАГО в премиях |
% ОСАГО в выплатах |
|
«Альфастрахование» |
329 815 |
234 196 |
95 619 |
7,8% |
15,6% |
|
Военно-страховая компания |
620 385 |
303 068 |
317 317 |
8,0% |
13,9% |
|
«Ингосстрах» |
1 037 847 |
605 919 |
431 928 |
11,3% |
13,7% |
|
«Ренессанс Страхование» |
263 577 |
67 037 |
196 540 |
12% |
7,8% |
|
«Уралсиб» |
471 177 |
297 260 |
173 917 |
14,8% |
21,8% |
|
«Росгосстрах-Аккорд» (Уфа) |
200 344 |
189 301 |
11 043 |
47,4% |
72,4% |
|
«Росгосстрах-Татарстан» (Казань) |
119 978 |
110 972 |
9 006 |
31,7% |
68,5% |
|
«Росгосстрах-Поволжье» (Н-Новгород) |
482 739 |
505 037 |
-22 298 |
37,6% |
66,8% |
|
«Росгосстрах-Урал» (Тюмень) |
428 323 |
463 493 |
-35 170 |
42,3% |
64,5% |
Тут следует оговориться, что при оценке приведенных выше сведений нужно иметь в виду, что четыре упомянутые нами региональные представительства компании «Росгосстрах» работают только в рамках своих регионов, а остальные компании – по всей России.
Однако результаты их деятельности показывают, что «запас прочности» или «положительное сальдо» после произведенных выплат у первых пяти компаний довольно значительное – от 100 до 400 миллионов рублей. А вот у «Росгосстраха» в Башкортостане и Татарстане – несравнимо меньше. В Тюмени и Нижнем Новгороде ситуация еще хуже – выплаты превышают собранные страховые премии. Но компании не разоряются, покрывая убытки, видимо, из других видов страхования.
Что еще видно из этой таблицы? Для первых 5 страховщиков ОСАГО не является основным и превалирующим видом страхования – он занимает в их деятельности от 7 до 20% в общих объемах. А вот региональные представительства «Росгосстраха» в свое время сделали ставку именно на ОСАГО – в их объемах этот вид страхования занимает от 30 до 70%.
Если учесть еще и следующие сведения, почерпнутые нами из статистических данных ФССН, то картина будет более ясна.
Доля компаний на рынке ОСАГО по Республике Башкортостан:
-
«Альфа Страхование» – 0,67%
-
Военно-страховая компания – 2,7%
-
«Ингосстрах» – 5,9%
-
«Ренессанс Страхование» – 1%
-
Уралсиб» – 8,8%
-
«Росгосстрах-Аккорд» – 56,7%
Наш вывод таков – больше всех призывают к увеличению тарифов ОСАГО те компании, положение которых в этом виде страхования действительно критическое, а именно – у «Росгосстраха», который несколько лет назад совершил стратегическую ошибку, отдав предпочтение ОСАГО перед всеми остальными видами страхования и захвативший большую часть этого рынка в регионах. Тогда это было действительно выгодно, а сейчас обернулось убытками.
Однако почему же результаты деятельности (положительное сальдо) у других компаний, объемы страхования которых по ОСАГО сравнимы с объемами «Росгосстраха», гораздо лучше? Как объяснил нам один эксперт, пожелавший остаться неизвестным, ОСАГО тоже бывает разным. Можно сосредоточиться на страховании «автогражданки» частных автовладельцев, которых у нас очень много, но у которых аварийность очень высока, а, соответственно, и наибольший объем страховых выплат, а можно страховать корпоративных клиентов – автопарки организаций, где работают профессиональные водители и где уровень аварийности в разы ниже.
Вот в чем причина того, что ряд страховых компаний действительно находятся у критической черты по страхованию автогражданской ответственности. Они попали в замкнутый круг, выходов из которого немного: поделиться долей этого рискового вида страхования с конкурентами и увеличить у себя долю других видов страхования или просить государство изменить условия, увеличив тарифы и снова сделав ОСАГО на несколько лет рентабельным для страховщиков частных автовладельцев.
Из простой бытовой логики можно сделать вывод, что ситуация с аварийностью на дорогах Уфы, например, будет в ближайшее время расти в геометрической прогрессии, поскольку машин становится все больше, а улицы и дворы нашей столицы совершенно к этому не готовы. Долгие стояния в пробках утром и вечером скоро превратятся в многочасовые пробки, сравнимые с московскими. Это тоже не прибавит спокойствия водителям и скажется на аварийности.
Так что положению страховщиков, занимающихся ОСАГО, можно пока только посочувствовать. А если государство после исследований ФССН поднимет тарифы на «автогражданку» (а это неминуемо произойдет в скором времени), то сочувствовать уже придется автовладельцам, поскольку автомобиль из-за дороговизны его использования постепенно превратится из средства передвижения в роскошь.
|